Бізнес
Ринки та компанії
Рынок ноутбуков впал в стагнацию
Продавцы и производители ноутбков выдают неутешительные прогнозы по продажам портативных ПК в нынешнем году.
Рынок лэптопов, некогда считавшийся локомотивом всего сегмента персональных компьютеров, стагнирует. В 2012-м продажи устройств составят в лучшем случае 1,6 млн единиц, оставшись на уровне прошлого года, прогнозирует Анатолий Балюк, председатель правления группы компаний «Diawest-Комп’ютерний світ». В худшем случае – рынок просядет на 5%. По его словам, сегодня все боятся второй волны кризиса. Из-за низкой покупательной способности населения продажи компьютерной техники идут хуже, чем год назад. Для сравнения: продажи десктопов в первом полугодии просели на 20-30%.
Перезатоваривание складов техникой привело к падению средней цены лэптопа. Если в марте ноутбук стоил 3 тыс. грн, то в июле – 2,8 тыс. грн (та же модель). Такая ситуация сохранится до сентября. Евро-2012 также отрицательно сказался на продажах техники в рознице.
Продажи также просядут в случае подорожания доллара и сворачивания программ потребительского кредитования (сейчас от 30 до 70% компьютерной техники в рознице приобретается в кредит). Однако все будет зависеть от показателей октября-декабря – самого важного и доходного квартала для ИТ-рынка. Кроме того, розница возлагает большие надежды на школьный сезон, особенно ввиду того, что в нынешнем году количество выпускников школ было на 30% больше, чем в 2011-м.
Значительную долю у ноутбуков и нетбуков отнимают планшеты. По данным Diawest, продажи планшетов уже достигли 11% продаж ноутбуков и 50% – нетбуков, в целом они занимают 9% рынка ПК. По различным данным, в Украине в прошлом году продажи «таблеток» составили 50-60 тыс. шт, в 2012-м – 150-200 тыс. шт. Поскольку Asus, Apple и Acer не рассматривают украинский рынок как приоритетный, брендовые планшеты попадают к нам по остаточному принципу. Поэтому продажи китайских безымянных планшетов, по некоторым оценкам, занимают существенную долю рынка. Поскольку «таблетки» стоят дешевле ноутбуков, продажи на рынке в деньгах за счет этого фактора меньше, чем в случае продажи лэптопов в таком же количестве.