Життя та Стиль
Стиль
На работу как на праздник: революции и эволюции в современном деловом гардеробе
Нашим соотечественникам потребуется ещё лет пять, а то и десять, чтобы выработать культуру ношения повседневной одежды и научиться соответствовать случаю. Но вот в чем ирония: к тому времени, как это произойдет, мировая деловая мода может измениться до неузнаваемости.
«Украинский партнер неправильно меня понял. Я прилетел в Киев для того, чтобы работать, а не развлекаться, — вот о чем я подумал, когда в аэропорту «Борисполь» меня встретила девушка в очень коротком облегающем платье», — признался Контрактам американский торговец медицинским оборудованием Джейкоб Руах. Заокеанский бизнесмен, впервые прилетевший в нашу страну, был немало удивлен, увидев табличку с собственным именем в руках у молодой особы в весьма смелом наряде, на высоких каблуках и с ярким макияжем. Удивление возросло, когда девушка представилась и вручила ему визитку. Она оказалась директором по развитию приглашающей компании.
Без правил
Добравшись до офиса, Джейкоб Руах убедился в том, что персонал фирмы его киевского клиента, в принципе, не придерживается принятого на Западе делового дресс-кода. На фоне полупрозрачных шифоновых блуз, цветастых сарафанов и коротких шорт, которые носили в департаменте продаж, в отделе планирования, финансового контроля и т. д., платье директора по развитию казалось не таким уж вызывающим. «Я провел в Киеве неделю и побывал в офисах шести местных компаний, но встретил всего семь человек, одетых в деловом стиле. Причем двое из них были охранниками, трое — банковскими клерками и еще двое — сотрудниками reception», — говорит Джейкоб Руах. Американский торговец медоборудованием вернулся на родину, убежденный в том, что Украина — страна раскованных людей, крайне буквально понимающих словосочетание «свободная форма одежды». Тем не менее, по мнению практического психолога Тамары Ежихиной, явление, поразившее Джейкоба Руаха, не имеет ничего общего с раскованностью или внутренней свободой.
Психолог утверждает: наши соотечественники не принимают западных стандартов формирования офисного гардероба потому, что совершенно иначе относятся к работе. «Любого сотрудника, находящегося при исполнении служебных обязанностей, вне зависимости от статуса и объема полномочий, можно считать лицом компании, — рассказывает Тамара Ежихина. — Его манера поведения и внешний вид — те самые фрагменты пазла, из которых в итоге сложится представление общественности о нанимателе. Если речь не идет о представителях рабочих специальностей или официантах, существует два способа управления внешним видом сотрудников: установление жесткого дресс-кода и формирование специфической корпоративной культуры, предписывающей определенный стиль в одежде. Первое не всегда уместно, до второго у работодателя, как правило, просто не доходят руки».
Пока украинцы адаптируются к офисному дресс-коду, мировая мода меняется до неузнаваемости
В прошлом году Тамара Ежихина участвовала в проведении многоуровневого социологического исследования, целью которого было изучение отношения наших соотечественников к одежде. Оказалось, что абсолютное большинство украинцев (76,4% опрошенных) на работу приходят в том, что привыкли носить в свободное время. Во время «глубинных интервью» с участниками исследовательского проекта и сессий фокус-групп психолог выяснила, что в наших широтах у рядового офисного персонала в ходу незамысловатый, хотя и не совсем логичный принцип: «Ношу на работе то, что похуже». Срабатывает сформировавшееся еще в годы существования Советского Союза утилитарное, неэстетизированное отношение к «трудовым будням» и «рабочей одежде». Руководители и менеджеры среднего звена, напротив, как правило, заботятся о том, чтобы хорошо выглядеть в офисе. Некоторые из них, общаясь с психологом, даже отметили, что стараются одеваться в деловом стиле, однако в деталях объяснить, что это значит, не смогли.
Все как один
Там, где неформальный внешний вид сотрудника может существенно повредить имиджу нанимателя, как правило, не рассчитывают на сознательность персонала, а устанавливают жесткий дресс-код или просто выдают офисную униформу. Последнее обычно касается только сотрудников front office, непосредственно контактирующих с клиентами. До 2008 года пошив офисной одежды по корпоративным заказам был в нашей стране вполне распространенной практикой. Ателье с демократичными ценами неплохо на этом зарабатывали. К примеру, банки и страховые компании заказывали большие партии мужских и женских сорочек со стандартной размерной сеткой. Их дополняли галстуками с логотипами компании. «Последним трендом была замена женских галстуков брендированными шейными платками, — говорит Филипп Тараян, директор компании FILBY. — В целом после 2008-го заказов стало гораздо меньше. Мало кто из работодателей сегодня готов одевать сотрудников за свой счет. Некоторые и вовсе перестали обращать внимание на внешний вид персонала».
Судя по наблюдениям сотрудников ателье «Укринтекс», те, кто все еще заказывает офисную униформу, стремятся следовать моде и силуэты выбирают не слишком строгие. В ходу завышенная талия и стрейч. Для девушек из отдела по работе с клиентами одной из украинских компаний недавно приобрели короткие плотно облегающие юбки, хотя этот фасон не вполне вписывается в общепринятые представления о деловом стиле. «В Украине пока еще не сформировалась культура составления повседневного гардероба, частью которого является деловая одежда, — говорит дизайнер-стилист Тимур Лин. — В сознании жителей постсоветского пространства прочно укоренилось стереотипное мнение о том, что одежда и обувь бывают двух видов: «выходная» и «на каждый день». Собственно, в СССР так оно и было. В наши дни повседневная жизнь обычного человека стала гораздо разнообразнее». Теперь сегмент «на каждый день» распадается на десятки слагаемых: полуспортивный стиль, casual, smart casual, дневной «протокол», офисный стиль и т. д. Проблема в том, что далеко не все наши соотечественники научились их различать. Если человек не может правильно структурировать свой повседневный гардероб, его одежда зачастую не соответсвует случаю.
«Это не вопрос вкуса или уровня культурного развития, — объясняет дизайнер. — Пришла другая эпоха, и не так-то просто приспособиться к ее требованиям. Корпоративная униформа в данном случае не выход. Наниматели, заказывающие одежду, ошибаются не реже, чем их сотрудники. К примеру, короткая стрейчевая юбка — это street casual. Длинная прямая юбка с завышенной талией — smart casual. Офисный стиль — это юбка-карандаш, прямая юбка до колена и некоторые разновидности годе. Если говорить о менее грубых ошибках, чаще всего наши соотечественники путают офисный стиль и дневной «протокол». Такие промахи типичны для мужчин. В первом случае допускается любая классическая светлая рубашка, возможно, в полоску или в неяркую клетку, и классические же брюки — при желании темно-синие, темно-коричневые и даже бежевые. Пиджак и галстук можно не надевать. Во втором случае пиджак и галстук — необходимость, рубашка должна быть белой, а костюм серым или черным».
Да будет цвет!
Корпоративная униформа не всегда спасает от ошибок
Как предполагают украинские модельеры, нашим соотечественникам потребуется еще лет пять, а то и десять, чтобы выработать культуру ношения повседневной одежды и научиться соответствовать случаю. Но вот в чем ирония — к тому времени, как это произойдет, мировая деловая мода может измениться до неузнаваемости. В Соединенных Штатах и в странах Западной Европы тенденция либерализации традиционного делового гардероба обозначилась довольно давно. О ней заговорили еще в начале 2000-х годов, когда сразу несколько именитых европейских домов моды вывели на подиум моделей, одетых в деловые костюмы спокойных тонов в сочетании с крупными яркими аксессуарами из разноцветного пластика. Впрочем, эти коллекции вполне могли остаться забавными единичными экспериментами Louis Vuitton, Chanel и Balenciaga, не будь у тренда серьезных внешних катализаторов.
Настоящую революцию в деловом гардеробе наших современников, как ни странно, совершили не дизайнеры, а люди, весьма далекие от fashion-бизнеса, — 44-й президент США и его супруга. В апреле 2009 года, спустя всего два с половиной месяца после инаугурации, Барак Обама «засветился» на официальном мероприятии в джинсах и полуспортивной футболке. Разумеется, его наряд обсуждали и даже высмеивали в массмедиа и на сетевых форумах. Но президент, казалось, не обращал внимания на критику. Он снова и снова появлялся перед камерами в костюмах, не соответствовавших традиционным представлениям о деловом стиле. Его жена в середине дня щеголяла в красных и ярко-салатовых платьях. Особый резонанс получило ее появление на дневной пресс-конференции в золотистом костюме, который скорее можно было назвать вечерним, чем деловым.
Не прошло и года, как модная общественность сдалась и приняла новые правила игры. Во втором полугодии того же 2009-го весьма уважаемые дизайнеры предложили своим клиентам деловые костюмы, напоминающие наряды Мишель Обамы. В деловых коллекциях того года оказалось на удивление много насыщенных ярких цветов. Причем не только в аксессуарах. Красные ретро-костюмы Prada, шелковые юбки Vera Wang цвета электрик, оранжевые платья-футляры от Michael Kors, лиловые — от Marni… и множество других дизайнерских предложений 2009 года вполне убедительно свидетельствовали о том, что табу на кричащие цвета в деловой одежде окончательно утратило актуальность. Со временем дизайнеры пошли гораздо дальше, чем Мишель Обама. Во-первых, они «разбавили» деловые коллекции традиционно вечерними тканями. Особенно показательно в этом смысле дневное платье от Valentino из шелка-атласа цвета морской волны с набивным рисунком. Во-вторых, использовали провокационные контрасты. К примеру, у DKNY это было сочетание красного, синего и черного, а у Marc Jacobs — лимонно-желтого и черного.
«У деловой классики тысяча лиц», — говорит дизайнер женской линии легендарного бренда Huntsman Аннет Акселберг. Первая женщина, получившая возможность самостоятельно создавать коллекции для одной из старейших марок английского классического костюма, убеждена в том, что традиционный деловой стиль только на первый взгляд кажется крайне консервативным и не терпящим вариативности. В действительности он открывает широчайшие возможности для адаптирования моделей к особенностям внешности и характера потребителя. «Я давно на fashion-рынке и успела поработать с разными стилями, одевала разных людей, но только на Сэвил-Роу, в сердце деловой классики, мне довелось увидеть, как только что купленный костюм становится «второй кожей» владельца», — признается модельер.
Оценка материала:
На работу как на праздник: революции и эволюции в современном деловом гардеробе Мария Бондарь 01.09.2012