Бізнес
Економіка
Изменения в закон о госзакупках содержат критические моменты
Изменения, внесенные в закон о государственных закупках, содержат отдельные критические моменты, которые могут существенно нарушить основной принцип госзакупок - добросовестную конкуренцию - и таким образом нести потенциал для коррупционных деяний.
Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на старшего партнера адвокатского объединения Arzinger Сергея Шкляра.
«Подписанные президентом изменения в законодательстве о госзакупках могут быть чреватыми возрастающим количеством коррупционных злоупотреблений и нарушением конкуренции при осуществлении госзакупок. Не допустить такую ситуацию может только эффективная и отлаженная работа контролирующих органов, которая на сегодня пока не наблюдается», - отметил С.Шкляр.
Он пояснил, что речь идет о двух ключевых моментах: пересмотр состава предприятий, на которых распространяется закон в качестве заказчиков, и изменение правил проведения госзакупок у одного участника.
Так, из-под действия закона фактически выведены государственные и коммунальные предприятия, не получающие бюджетной поддержки и осуществляющие закупки за собственные оборотные средства, а именно на таких заказчиков приходится основной объем закупок.
Как пояснил эксперт, отсутствие в законодательстве определения «бюджетная поддержка» допускает самовольное интерпретирование предприятиями этого термина, а следовательно, и принятие только по своему усмотрению решения – проводить тендер или нет. «Для того, чтобы на этом не было спекуляций и злоупотреблений со стороны заказчиков, требуются, как минимум, разъяснения Минэкономразвития и органов финансового контроля: какие субсидионные, дотационные и интервенционные инструменты и программы охватывает понятие «бюджетная помощь», - отметил С.Шкляр.
Помимо того, относительно измененной процедуры закупки у одного участника эксперт отметил, что опасения относительно возможности коррупционных злоупотреблений вызывает отмена необходимости согласования заказчиком с Минэкономразвития проведения закупки по такой упрощенной процедуре, а также возможность проведения закупки у одного участника в случае «безотлагательной необходимости в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, не позволяющих заказчикам соблюдать сроки для проведения процедуры торгов по конкурсу».
«Хотя необходимость осуществления закупок у одного участника при таких обстоятельствах и завуалирована заботой об обществе и его интересах, несложно догадаться, что нечистым на руку руководителям заказчиков несложно будет замотивировать необходимость закупки у одного участника в связи с любыми социально-экономическими проблемами, которые перманентно возникают в нашем государстве», - подчеркнул С.Шкляр.