Життя та Стиль
Суспільство
Опять двойка: почему школьные нагрузки растут, а качество знаний падает
Минобразования предприняло очередную попытку подтянуть наши школы до мирового уровня. Уже со следующего года в расписание уроков добавятся дополнительные уроки иностранного и информатики. А чтобы не перегружать детские головы лишним, чиновники упрощают и «осовременивают» программы. Вот только подобный образовательный эксперимент грозит закончиться примитивизацией знаний.
Чем больше учишься, тем больше знаешь?
Со следующего учебного года школьникам придётся просиживать за уроками ещё дольше. Министерство образования утвердило новые стандарты для средних школ, которые предусматривают обязательное изучение английского с первого, информатики – со второго, и дополнительного иностранного языка – с пятого класса. Сейчас в таком режиме учатся лишь школьники специализированных учебных заведений, лицеев и гимназий. В обычных школах информатику начинают преподавать лишь с пятого класса, а второй иностранный и вовсе изучается далеко не везде.
Как рассчитывают чиновники, дополнительные предметы помогут подтянуть уровень учащихся до новых общеобразовательных стандартов, принятых в прошлом году. Последние предусматривают, что по окончанию школы выпускник должен свободно владеть языками и быть на «ты» с компьютером, что подготовит его к дальнейшему обучению в вузе или техникуме и повысит конкурентоспособность на рынке труда.
В общем-то, правильная идея на практике рискует оказаться очередным неудачным экспериментом над детьми, - уверены педагоги. Пока непонятно, каким образом чиновники собираются втиснуть новые предметы в и без того плотный график нынешних школьников. Это возможно сделать либо урезав часы по другим предметам, либо увеличив общую нагрузку на учащихся. Первый вариант заведомо нереальный, ведь рискует спровоцировать учительские бунты. Преподавательская зарплата зависит от количества уроков, поэтому «разгружать» учеников и автоматически – собственные кошельки – они не заинтересованы.
Дополнительные предметы на практике рискуют оказаться очередным неудачным экспериментом над детьми
Второму отчаянно противятся медики и родители. Школьные нагрузки уже и так нередко превышают максимально допустимый уровень (28-32 часа в неделю в зависимости от возраста учащегося). При уплотнении расписания уроков они вырастут ещё, по меньшей мере, на 2-3 часа. Эксперты уже подсчитали, что только за счёт обязательного второго иностранного нагрузка пятиклассников превысит допустимую физиологическую норму на час в неделю. И это лишь вершина айсберга. Школы, пытаясь удержать преподавателей, раздувают так называемую «вариативную» часть программы, то есть, список занятий по выбору учебного заведения. Со следующего года делать это им будет ещё проще. Ведь если сейчас учителя могут распределять по собственному усмотрению треть учебного времени, то со следующего года, по новому общеобразовательному стандарту, в их распоряжении окажется половина расписания.
Гари Поттер против Фауста
Но дополнительные уроки вряд ли сделают наших детей умнее. Задавшись целью превратить школьников в полиглотов и компьютерных гениев, профильное ведомство не учло, что для этого в стране просто нет достаточного количества преподавателей. Особенно остро дефицит учителей ощущается в сельских школах, где ту же информатику нередко ведут преподаватели других дисциплин, к примеру, математики. Стоит ли говорить, что о компьютерах они зачастую знают меньше, чем их воспитанники.
Не исключено, что более примитивными станут и сами учебные программы. Чиновники уже начали их переписывать. С первыми примерами министерского креатива широкая общественность имеет возможность ознакомиться на сайте образовательного ведомства - в начале мая МОН утвердил программы по отдельным предметам (информатике, литературе, математике и пр.) для учеников 5-9 классов. Чиновники говорят, что попытались обновить учебные материал, выбросив неактуальные и устаревшие темы. Но преподавателей такая «модернизация» повергла в шок. Из информатики, к примеру, практически полностью исчезли азы программирования. Программу по всемирной литературе осовременили за счёт таких произведений как «Гари Поттер» Джоан Роулинг, «Алхимик» Паоло Коэльо, «Солярис» Станислава Лэма. Ими планируется заменить классику – из программы исчезли «Фауст», «Герой нашего времени», «Маленький принц» и пр.
Основной принцип европейской модели – образование на протяжении всей жизни – чиновники игнорируют
Чиновники говорят, что сформировали новый список литературы, изучив читательские предпочтения нынешних школьников. И обещают – классику перенесут в программы для старших классов. Но учителей этот аргумент не убедил. В открытом письме к МОН они высказали опасение, что попытка увлечь школьников интересным чтивом снизит общий уровень подготовки. Ведь читать того же «Фауста» в свободное от уроков время нынешнее поколение вряд ли будет. Так что, несмотря на увеличение общей загрузки, знания наших детей рискуют стать ещё более скудными, чем сейчас.
Заслуженный учитель Украины и независимый консультант и эксперт по образовательной политике Виктор Громовой видит проблему в том, что чиновники обновляют лишь школьный «фасад», по сути не меняя принципов обучения. Как и ранее, они пытаются вложить в головы учеников как можно больше теории, хотя при нынешних темпах развития общества она устаревает задолго до того, как школьники получат аттестаты. Основной же принцип европейской модели – образование на протяжении всей жизни, который предусматривает внедрение новых форм обучение, в том числе, интерактивные уроки, занятия по индивидуальным программам и пр. - наши реформаторы пока игнорируют. А значит, детей и дальше будут подгонять под стандарты, вместо того, чтобы позволить им двигаться по индивидуальной образовательной траектории, - резюмирует Виктор Громовой.