Кабінет директора
Стратегические посиделки
Кодекс этики: зачем компании свой свод правил
Все ли средства хороши для достижения цели? Подобным вопросом наверняка задавался каждый из нас, когда дело касалось и личных, и рабочих интересов. В таких случаях приходится не просто выбирать между «черным» и «белым», а задумываться, насколько приемлемы те или иные методы для достижения конкретной цели. В сложных этических ситуациях правильные решения сотрудникам любой компании поможет принять единый свод корпоративных правил.
Сегодня ведущие мировые компании в своей деятельности обязательно руководствуются такими детально проработанными этическими правилами, квинтэссенцией которых и является Кодекс этики. Этот инструмент решает сразу несколько важных задач: управленческую (легче управлять бизнесом), репутационную (придает компании вес на рынке) и минимизирует риски санкций к компании и сотрудникам.
В повседневной деятельности у работников любого бизнеса нередко возникают сложные этические ситуации, в которых непросто разобраться самостоятельно. Одна из целей Кодекса - оказать практическую помощь каждому, у кого такие трудности возникли, дать прямые и понятные ответы на поставленные ситуативные вопросы.
Что же представляет собой этический Кодекс? Это комплекс конкретных норм, которых должны придерживаться все сотрудники от Генерального директора до простого рабочего. В нем прописано, какими должны быть отношения между работниками, как взаимодействовать с партнерами, подрядчиками, государственными органами власти.
Такой единый свод правил поможет избежать конфликта интересов, подскажет, как оценить стоимость подарка от партнера, разъяснит, что запрещается при взаимодействии с госчиновниками, даст возможность избежать коррупционных нарушений.
Еще одна задача такого свода правил – сплотить коллектив, чтобы сотрудники знали, что и как нужно делать, придерживались единых стандартов в работе. Компании, в которой внедрен такой инструмент, намного легче достичь высокого результата, чем той, в которой царит хаос. Кодекс позволит развивать долгосрочную стратегию, стать образцом цивилизованного украинского бизнеса в мире, системно улучшать внутреннюю среду любого коллектива.
Как же заставить Кодекс «работать» на бизнес? Как превратить из номинального свода правил в реальный и эффективный инструмент?
Очень важно, чтобы этические корпоративные требования должны быть обязательны к исполнению и едины для всех сотрудников. Для донесения таких требований до всех сотрудников необходим комплексный подход:
· формирование подразделения комплаенса, которое будет ответственно за соблюдение Кодекса,
· проведение обучающих тренингов и тестирований,
· предоставление консультаций по решению этических дилемм,
· обеспечение Тона сверху,
· предоставление возможности сотрудникам сообщить о нарушении Кодекса, если таковое стало им известно,
· обязательная сертификация, подтверждающая ознакомление с этическими нормами и т.д.
Сотрудники должны понимать, что результат работы не всегда оправдывает средства, которыми он может быть достигнут. Важно донести, что даже высокий результат, достигнутый неэтичным способом, может дорого стоить компании и негативно сказаться на бизнесе в целом. Тому примеры – громкие скандалы, штрафы, отставки за коррупционные и этические нарушения в крупнейших корпорациях».
Сейчас Украина стоит на пути глобальных и судьбоносных реформ на пути интеграции в европейское и мировое сообщество. Общество и бизнес должны понимать, что развитие всеобъемлющей этической и Комплаенс культуры – один из важнейших шагов на этом пути. Украинский бизнес должен со всей ответственностью подойти к решению поставленных задач – внедрения этических стандартов ведения бизнеса в каждую. Это станет залогом нашего общего экономического и социального будущего.
Анастасия Гончарова, эксперт Комплаенс клуба при Американской торговой палате, комплаенс менеджер, ДТЭК