20.10.2011 1060

Не, нам без начальства оставаться никак нельзя

Разного рода «мифы» или «общественное бессознательное» простому человеку в обычной жизни заметить нелегко. Эти удивительные явления проявляют себя тогда, когда во внешнем мире случается что-то, что идет вразрез с «общественными умонастроениями». И тогда мы видим всплеск общественной активности, хотя бы на словах и слова эти многое говорят нам о том, что люди, составляющие общество, думают об этом самом обществе.

Вот не пустили Януковича в Брюссель. И что тут началось! Все от мала до велика массово пишут в фейсбуках, ЖЖ и твиттерах, что теперь всё и евроинтеграции не будет. Вместо евроинтеграции нас заберут в Россию. Что характерно, «власть» тут полностью едина с народом, она точно также боится мифической евроинтеграции, точнее ее отсутствия. Вспомним, что после отмены визита какой-то функционер ПР горячо убеждал нас, что мы неправильно поняли и визита Януковича никто не отменял. Теперь вот они радостно сообщают, что оказывается, Клюев уже съездил в Брюссель и чуть ли не порешал все, что надо, так что не волнуйтесь вы за евроинтеграцию.

О чем это все говорит? Как обычно бывает в таких случаях, форма скрывает несколько отличное от нее содержание. То есть, говоря о «евроинтеграции» имеют в виду совсем другое.

Это нетрудно заметить, если вдуматься в происходящее. Представьте себе заголовок в газете: «Власти Швейцарии ведут свою страну в Азию». Или митинг под лозунгом «мы - европейцы» где-нибудь в Париже (правда, тут возможен вариант типа «мы европейцы, а не понаехавшие арабы», но это другая тема). Выглядит странно, правда? Очевидно, все-таки сначала какие-то люди начинают практиковать некие ценности и только потом, когда эти ценности распространяются их замечают (обычно по контрасту с другими), дают им названия, исследуют и т. д. и т. п. То есть, Европа — это не членство в Евросоюзе, не договоры и протоколы, а ежедневная практика людей. Может ли государство что-то сделать в этом процессе? Может ли быть так, что «население» остается азитами и гопниками, а мудрое правительство «ведет его в Европу»? Точнее, может ли такое действие дать настоящий, а не формальный результат? Ответы очевидны.

Так с чем мы имеем дело, когда говорим о «евроинтеграции»? Думаю, что правильным определением будет «инфантилизм». Евроинтеграция — это желание, чтобы над нашим нехорошим начальником был ихний хороший начальник. Массовая истерика по этому поводу говорит о том, что «массы» возлагали большие надежды на заграничное начальство, а теперь вот как бы вот. Навести порядок у себя дома массы не способны. Может быть потому, что не желают.

Согласитесь, что с такими представлениями, с такой мотивацией дела не делаются. Страны так не строятся. Нации так не возникают. И если вы спрашиваете, почему у нас всегда так, как у нас, то вот вам ответ.

Оценка материала:

3.33 / 9
Не, нам без начальства оставаться никак нельзя 3.33 5 9
 Владимир Золотoрев 20.10.2011 1060
comments powered by Disqus
Еще колонки: Владимир Золотoрев
  • Что такое государство и откуда оно берется. Куда делся замысел Что такое государство и откуда оно берется. Куда делся замысел

    В предыдущей колонке мы говорили о том, что сегодня чиновники и политики совсем не напоминают аристократов прошлого и их действия не выглядят как осознанный замысел по эксплуатации налогоплательщиков, как это было в эпоху монархий. Сегодня мы попробуем выяснить как и почему государство в 18-19 веках превратилось из структуры, цели существования которой были ясны, прозрачны и ни у кого не вызывали сомнений в нечто расплывчатое и неопределенное. Означает ли это превращение то, что государство действительно изменилось и превратилось в «нейтральный инструмент» или же оно просто трансформировалось, не изменив своей сути? Если оно просто трансформировалось, то, опять-таки, как и почему это произошло?

  • Что такое государство и откуда оно берется. Эффект Каплана Что такое государство и откуда оно берется. Эффект Каплана

    Брайен Каплан когда-то написал эссе «Почему я больше не австриец». В нем он объясняет, почему он больше не является сторонником австрийской экономической школы. Среди его сугубо теоретических аргументов были и лирические отступления, непосредственно относящиеся к теме нашей колонки. Каплан вспоминал, как он будучи студентом начитался коварного Ротбарда, который внушил юному неокрепшему уму, что государство это «фу» и государство — это «кака». Когда же Каплан повзрослел, он увидел, что государство — это не «фу» и не «кака», а добрые, отзывчивые люди, с усталыми глазами. Про глаза я, конечно, немного загнул, но суть претензии была примерно такова — Ротбард считает государство злом, но посмотрите на госслужащих и на госкомпании, они совсем не похожи не исчадия ада. Эти самые компании и служащие работают и приносят пользу, и потому, все совсем не так, как говорил Ротбард.

  • Что такое государство и откуда оно берется. Грандиозные успехи Что такое государство и откуда оно берется. Грандиозные успехи

    Итак, в течение каких-то трехсот лет государство изменилось до неузнаваемости. Реальный субъект - монарх был заменен «народом» - искусственным человеком Гоббса, фикцией, от имени которой осуществлялось теперь налогообложение того же самого «народа».

  • Что такое государство и откуда оно берется. Рождение Левиафана Что такое государство и откуда оно берется. Рождение Левиафана

    Интересно, что рост государства до Нового времени ограничился достижениями, которые мы назвали в предыдущей колонке. К ним можно добавить разве что присоединение новых территорий в результате военных завоеваний, традиционный для государства способ увеличения доходов.

  • Что такое государство и откуда оно берется. Первые шаги Что такое государство и откуда оно берется. Первые шаги

    В предыдущей заметке мы сказали о том, что государство в версии «медленной войны», то есть узаконенной для членов элиты агрессии, получило возможность эволюционировать. Сегодня мы вкратце рассмотрим первые этапы этой эволюции. Для примера возьмем государства Западной Европы, хотя бы потому, что их история достаточно хорошо известна и непосредственно касается нас самих.