Політика
Україна
Кандидат в Наполеоны: за счет чего думает победить Анатолий Гриценко
На небосклоне украинских выборов рано или поздно должен был появиться политик, ассоциирующийся не просто с сильной рукой — в виде скорого на кулачную расправу завгара-уголовника, или пробивной комсомольской бизнесвумен. И даже не в виде очередного воинствующего кликуши, каковыми можно считать эпатажных политиков второго плана, призывающих к диктаторским методам. В украинском политбомонде вырисовывается потенциальный кандидат на роль скорее украинского Де Голля, нежели Пиночета. Это — Анатолий Гриценко. Но есть сомнения в его большом политическом будущем.
Непроходной силовик
Странные, хотя, судя по всему, нравящиеся самому Гриценко, стиль и лозунги его рекламной кампании построены скорее в стиле президентских выборов во Франции времен Третьей республики. Тогда некоторые кандидаты от военного лобби тоже провозглашали себя врагами существующего государства. При этом они обещали порядок и даже освобождение страны от «химеры демократии». Все это были лозунги своего времени и тамошней ситуации. Тем не менее, оригинальность подачи образа Гриценко в нынешней кампании вызывает двоякое чувство. Сильная рука, которой претендует быть полковник Гриценко, не может и не должна быть «непроходной». «Не» — частица отрицательная, воспринимаемая на подсознательном уровне. Гриценко рассчитывает сплотить вокруг себя некий процент протестного электората, причем более оранжевого, чем сине-белого. Все-таки министром он был при Ющенко, хотя и c Януковичем умудрился найти общий язык.
На фоне показного и смешного милитаризма Арсения Яценюка Анатолий Гриценко имеет больше прав считаться армейским кандидатом и представителем силового лобби. Только вопрос — есть у него это силовое лобби? Как известно, силовые структуры традиционно делятся на органы поддержания правопорядка, армию и спецслужбы. Не всегда кандидат от одного из этих сообществ, придя к власти, может рассчитывать на лояльность других. Многие страны той же Латинской Америки, Африки и Азии по этой причине попадали в череду переворотов. Гриценко, скорее, не столько военный практик, сколько теоретик. То есть, штабист.
В условиях Украины, в принципе, иным офицером быть невозможно, конкретный военный опыт украинского офицерства ограничивается еще советской войной в Афганистане да, у немногих, — участием в миротворческих контингентах. Гриценко — военный инженер, а это — своего рода «армейская интеллигенция». Он проявил себя, действительно, больше как аналитик, возглавляя в свое время «Центр Разумкова», бывший главным мозговым центром кампании Виктора Ющенко. Главным рупором Гриценко является одна из самых рассудительных газет Украины — «Зеркало Недели». Однако это издание, несмотря на свой статус — чтение не для масс. «В народ» с помощью этого «умного кирпича» военному инженеру Гриценко не пробиться.
Успешно поруководив Центром Разумкова, Гриценко пришел в Минобороны по протекции победившего патрона — Ющенко. К тому времени он давно оставил военную службу. На министерском посту Гриценко был одним из самых неплохих руководителей. Скандалами типа сбитых самолетов его работа не отмечена, зато гриценковский период в истории украинской армии — пожалуй, единственный, когда в вооруженные силы пытались вдохнуть новую перспективу: речь шла о возможной реализации членства в НАТО. В рамках движения к Альянсу символично отменили портянки, а кормить военнослужащих стали коммерческие структуры. Последствия второй реформы ощутил уже преемник Гриценко — Юрий Ехануров, которому как раз и досталось за якобы коррупцию при обеспечении солдат продовольствием.
Понимая, что его правление в Минобороны было достаточно спокойным, и по сравнению с нынешним состоянием армии может считаться даже успешным, Гриценко и решил разыгрывать карту «незапятнанного» политика, да еще и силовика, да еще — честного силовика. Отсюда — сбор средств и методов для предвыборного залога «с миру по нитке»: он единственный, кто объявил такую акцию успешно завершенной. От общего отсутствия средств при этом Гриценко явно не страдал — по стране он колесил активно. Но разработанная им стратегия предусматривала именно такую — прямую — апелляцию к электорату. Наряду с позиционированием себя как «честного, но бедного» и «сильного, но не проходного».
Наполеоновские планы
Программа Гриценко по стилю написания — одна из самых интересных. Чувствуется, что писал ее сам кандидат, а не штаб. Он назвал ее в «стиле милитари»: «Присягаю народу Украины». Первым отличием от аналогичных программных продуктов конкурентов является апелляция к прямому действию — Президент должен сам возглавлять правительство. То есть, перед нами американский вариант президентской вертикали. Гриценко учился в Штатах в начале 1990-х, и недаром многими до сих приписывается к тому же ведомству, что и Виктор Андреевич с супругой…
Тем не менее, Гриценко с его идеей президента как главы правительства — единственный, кто не боится, хотя бы в теории, взять на себя такую ответственность. При этом Президент приступает к работе в фактически чрезвычайных условиях — без согласования с Верховной Радой и всяких коалиций. Программа правительства является и программой президента. Все решения Кабмина вводятся в действие президентскими указами.
Анатолий Гриценко предлагает ввести уголовную ответственность за дачу и получение взятки, декларирование расходов и доходов государственных чиновников, отменить неприкосновенность. В этом плане он не отличается от конкурентов. Зато в его программе есть еще один пункт: если популярность главы государства упадет ниже 15%, Гриценко готов объявлять референдум о доверии главе государства. При этом возникает вопрос: откуда у Президента Гриценко могут появиться такие данные? От оппозиции? Чей рейтинг следует признавать объективным? В целом — это очень странный пункт, тем более, с учетом масштаба декларируемых реформ, когда популярность политика все равно падает, будь он хоть трижды сильным.
Авторитарный политик на первом этапе должен выжать максимум из народной поддержки. Это уже потом можно играться в референдумы и плебисциты, подменяя ними парламентскую говорильню. Гриценко, видимо, ввел пункт о 15-процентом рейтинге как аллюзию на Виктора Ющенко, и вообще, ради красного словца, дабы показать степень своей ответственности за состояние дел в державе. Но в практической плоскости этот пункт вызывает сомнения в реализации.
В отношении НАТО былой главный армейский интегратор вполне дружит с реальностью. Он декларирует 5-летний мораторий на вступление Украины во все геополитические союзы. То есть России на этом любимом ею поприще «евразийской интеграции» тоже ловить в Украине будет нечего. Типичная «деголлевщина», кстати. Тот тоже, как известно, из НАТО вышел и позиционировал Францию, в первую очередь, как самостоятельную политическую единицу.
Кто кого?
Сделав Президента ответственным за все, Гриценко одновременно дает ему максимум полномочий. В связи с этим интересна система «сдержек и противовесов», которые он собирается внедрять в Украине.
Прежде всего, неприкосновенность самого Президента, а также судей и депутатов ограничивается. Уголовное дело против них может возбуждать любой суд, но задержание и арест могут производиться только на основании обвинительного приговора суда. Упрощается и процедура импичмента. В отличие от нынешнего варианта законопроекта, не нужно специальных комиссий, Конституционного и Верховного судов. Достаточно 300 голосов. Также парламент может простым большинством голосов объявить референдум о недоверии Президенту. А чтобы парламентариям сладко не жилось, Президент тоже может инициировать роспуск парламента.
В таком случае, вопрос: как избежать злоупотреблений на этой почве со стороны тех же депутатов, которым захочется «наехать» на главу государства? Тем более, в период реформ. Казалось бы, в таком случае стабильности в политсистеме не видать: парламент и Президент будут работать на взаимоуничтожение. Но здесь программа Гриценко предусматривает достаточно хитрые ходы: во-первых, проводить референдум президент и парламент могут только один раз за период каденции; во-вторых, независимо от того, кто объявляет референдум, в бюллетень включаются два вопроса: «Доверяете ли вы Президенту?» и «Доверяете ли вы Верховной Раде?». И в случае проигрыша инициатор импичмента или референдума прекращает свои полномочия, причем, если народ «пошлет» обоих, в стране объявят новые всеобщие выборы.
По иным важным пунктам, волнующим отечественного избирателя, Гриценко выступает за государственный украинский язык, профессиональную армию и зеркальный визовый режим. Он предлагает почасовую оплату труда, снижение чиновничьх пенсий. Трудности внедрения этих реформ очевидны, и главная среди таких трудностей — бунт и саботаж со стороны бюрократии всех уровней и олигархата.
Гриценко ругает Ющенко за увольнения чиновников в 2005-м, но сам предлагает сократить министерства и ведомства на 30%, руководящие должности (какие-?) — на 50%. Админаппарат он хочет сократить на треть.
Экономический блок в программе Гриценко, к сожалению, в достаточной мере декларативен. Как обеспечить контроль за той же уплатой налогов, если будет отменена налоговая милиция? Запрет оффшоров — в это тоже как-то не верится.
Обещает он и сеть скоростных автобанов и развитие туризма, что должно в том числе, поднять и уровень жизни в селе. «В моей стране заниматься крестьянским трудом будет выгодно. Производство будет высокотехнологичным и рентабельным — через эффективные, прозрачные и доступные механизмы государственной поддержки, содействие экспорту и ограничения влияния чиновника. Создадим действенную систему страхования крестьян от неурожая. Обеспечим справедливость закупочных цен» — пишет Гриценко. Механизм не указывает.
Интересным пунктом программы Гриценко является создание «индустрии воспроизведения интеллекта. Профессии детского воспитателя, школьного учителя и преподавателя вуза станут стратегическими и будут иметь самый высокий социальный статус. Но от них государство потребует передовых форм и методик обучения». Этот пункт реализуем, но при постоянном внимании и контроле со стороны главы державы. Но президент будет занят слишком большим числом дел, и столкнется с таким противодействием, что эта идея, как и многие иные, может просто остаться нереализованной.
Риторический манифест
Сам тон и стиль программы Анатолия Гриценко — это предвыборный манифест, статья, написанная агитатором. Его здравые предложения губятся в море риторики. С точки зрения литературной обработки и полемики программа заслуживает высокой оценки. За оригинальность изложенных идей также можно поставить высокую оценку. Проблема, как обычно, в области практической реализации.
Гриценко разработал свою «Конституцию порядка», но избиратель ее не видел и с ней не знаком. О программе кандидата Гриценко он судит, простите за банальность, по программе. Так что на него гораздо больше воздействуют пассажи типа «Я человек военный. А военные мародеров судят быстро и справедливо. Если чиновника поймают на взятке в 10 тысяч долларов — будет сидеть 15 лет. А следователь, прокурор или судья — пожизненно. С конфискацией имущества. И без права амнистии».
Между прочим, закон этот уже даже принят Верховной Радой. Где результаты исполнения?
При этом Гриценко ссылается на то, что его программа будет осуществляться достаточно долго. И трудности ее реализации уже упоминались выше — саботаж чиновничества, олигархический заговор, манипуляция Президентом с учетом его повышенной ответственности. Взяв на себя всю полноту управления, Президент может просто быть погребенным под грудой проблем, имей он даже поддержку Верховной Рады. Его программа требует кардинального изменения Конституции и в случае начала реализации слишком сильно ударит по правящей бюрократии и олигархическим кланам. И эти силы всегда найдут, как свергнуть или нейтрализовать человека, который добровольно взял на себя повышенную ответственность за порядок, пользуясь его же предложениями о референдуме, 15-процентном рейтинге и т.д. Для реализации амбициозных планов Гриценко нужно быть действительно максимально авторитетным диктатором. И, как это не банально, заручиться поддержкой элиты — ради того, чтобы наступать этой же элите на горло. В стране развитого олигархата это возможно только в случае сугубо пиночетовских методов. Но для Пиночета Гриценко слишком культурен.
Возглавить свою партию с такой программой Гриценко может. Но путь в президентское кресло, если он действительно ставит себе целью высший пост в державе, для него при таком подходе исключается. Если не считать все написанное полковником Гриценко чистой риторикой и упражнением в оригинальном политическом пиаре.
Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA
Читайте также:
Кандминимум: что из обещанного в предвыборных программах готовы исполнить кандидаты в президенты?
Крайний правый: что стоит за националистическим эпатажем Олега Тягнибока
Политпровал года: почему Арсений Яценюк так и не смог стать «молодой надеждой нации»
Ничего личного, только бизнес: Сергей Тигипко
Поздняя болезнь левизны: зачем Владимир Литвин хочет казаться социалистом?