НОВИНИ ДНЯ: Удари західними ракетами і системами по РФ змінять характер війни, - ISW  Рецепт сирної запіканки з манкою  Синоптики погіршили прогноз погоди на вихідні: які регіони постраждають найбільше  Байден хоче списати майже 5 мільярдів доларів боргу Україні  Розвідка Британії оцінила зміни в армії РФ за час повномасштабної війни  Жителів низки регіонів України попередили про ожеледицю на дорогах у найближчу добу  Банки скоротили іпотечне кредитування українціввсі новини дня
Життя та Стиль
Столиця
 Павел Ковалев 12.01.2013 11110

Заработать на Городе: как сделать бизнес на экскурсиях по Киеву

Как можно достичь успеха на еще не монополизированном рынке молодому предпринимателю, у которого на первых порах – один только энтузиазм, одна только любовь к Городу.

Казалось бы, что проще: насобирал информации, зарегистрировался как субъект предпринимательства, а в самом «богатом» случае, приобрел некий транспорт – и вперед - води, катай по городу гостей столицы и любопытствующих киевлян. Интернет пестрит предложениями организовать и провести экскурсию по столице в самом лучшем виде. Выбор есть, и есть даже выбор среди качественного продукта. Но с течением времени конкуренция растет и оттого падает разнообразие предлагаемого продукта. Хотя есть и положительные тренды – например, в столицу зачастили гости из далекого зарубежья, да и россияне своим интересом стабильно не обделяют.

Тем более интересно узнать, как можно достичь успеха на этом, еще не монополизированном, рынке молодому предпринимателю, у которого на первых порах – один только энтузиазм, одна только любовь к Городу. Мы отобрали три истории успеха в этом нелегком деле, и все эти истории имеют даже большее будущее, чем прошлое и настоящее. Тем и интересны.


Марина Кривунченко, проект Free Tours

6

Мы сидим в «Киевском трамвайчике» - месте, куда можно прийти не только за информацией о городе и сувенире, а и выпить кофе и просто посидеть. Трамвайчик – подлинный исторический вагон – только недавно занял свое место в парке имени Шевченко недалеко от центрального корпуса Киевского университета. По сути, это и есть Туристический информационный центр Киева, рассчитанный, в первую очередь, на иностранного гостя. Марина Кривунченко, переводчик и организатор движения Free Tours, теперь распоряжается в трамвайчике, рассказывая об «этапах большого пути» по организации бесплатных экскурсий по городу.

«Бесплатно? Ну не совсем, конечно. Наши экскурсоводы работают за чаевые», - улыбается Марина. Она начинала трудовой путь официанткой, работала, в том числе, и в США. Потому знает разницу между западной и отечественной культурами чаевых. «В Украине она составляет 10% - рассказывает девушка. - Наши экскурсоводы работают за этот гонорар. Могут и не получить ничего. Однако мы уже на том этапе, когда нас не воспринимают просто как группу студентов-энтузиастов. Мы известны благодаря информации от наших туристов. Помню, на первую экскурсию, 12 июня 2010 года, пришло два человека. А как трудно было пережить «несезон» - зимы 2010 и 2011 годов, когда на нашу точку начала экскурсий у киевского Главпочтамта на Майдане почти никто не приходил…»

Впрочем, начало туристической деятельности у Марины было не из серии «как я начинала с трех гривен в кармане». Ей, тогда журналистке газеты Kyiv Weekly, помог гражданин Кувейта Яхья Альдокхил. Именно он дал первые $5 тыс. под проект, который в Украине ни у кого не мог вызвать минимального энтузиазма. Все заключалось в самом слове «бесплатно». Марина на тот момент уже побывала на Западе, и знала, как организованы туристические инфоцентры и система бесплатных туров в Праге, Будапеште или Берлине. Вот и в Киеве она, девушка родом из Николаева, решила создать нечто подобное. Все-таки этот город влюбляет в себя и некоренных обитателей! Первоначальной «арабской инвестиции» хватило на полгода работы и малюсенький офис. Маршруты помогали составлять опытные экскурсоводы. Уже первый десяток экскурсий показал, чем интересуется иностранный турист. Это – советская тематика, особенности православной веры, современная жизнь города, политическая ситуация в стране. Не на все вопросы современный студент, пусть и с отличным знанием языка, мог ответить. Так постепенно Марина начала привлекать к своим турам и профессиональных экскурсоводов.

Марина сразу поняла полезность социальных сетей для раскрутки подобного бизнеса. Два с половиной года назад Facebook еще не был столь популярен в Украине. Пока фейсбукмания катилась к нам из-за океана, Марина уже набирала клиентуру и рекламировала себя через интернет. Довольно быстро ее дело удостоилось хвалебных рекомендаций на популярном ресурсе TripAdvisor. Но только через год, после перипетий первой зимы, когда ей стали очевидны «прелести» сезонного туристического бизнеса, удалось выйти на рентабельность.

Помимо чаевых от туристов, помогала и торговля книгами, сувенирами и картами. Были и изначально платные экскурсии – в Киево-Печерскую лавру, городские музеи. Кроме того, Марина почти сразу начала работать с риелторами, владельцами хостелов, а также коллегами, также начинавшими в ту пору свой бизнес – например, с Open Kiev, чьи двухэтажные экскурсионные автобусы только появились на улочках возле Крещатика. Умение договариваться и расположить к себе не пропали даром: к концу 2010 года Марина смогла переехать на Крещатик, что придало ее делу респектабельность и повысило узнаваемость.

«Городская администрация нам не помогала, но и не мешала. Это в наше время дорогого стоит. Мало того – уже в ходе Евро-2012 и после него наши достижения и успехи стали подаваться как общие успехи Киева на ниве туристического позиционирования города. Неожиданно было узнать, что фото нашего офиса демонстрировались столичными чиновниками на форуме в Швеции как образец политики горадминистрации в области туризма. Испытывала в этот момент неоднозначные чувства», - рассказывает Марина.

Евро-2012 оказалось для нее тяжелым испытанием. В этот период она работала вместе с Арсением Финбергом, и может констатировать то же самое, что и он: болельщиков экскурсии не слишком интересовали, даже бесплатные. Зато в качестве справочной службы буквально по всем вопросам, интересовавшим иностранцев, Марина и ее сотрудницы поработали изрядно, и даже чересчур. «После Евро-2012 я ощутила огромную усталость, даже говорить одно время мне было сложно – делится она недавними воспоминаниями – Так что я была рада, когда все это безумное лето завершилось».

Теперь Марина и ее Free Tours поселились в уютной достопримечательности – вышеупомянутом трамвайном вагончике. Концепция трамвая принадлежит главе общественной организации «Киев. Стратегия2025» Федору Баландину и Петру Чернышеву, а воплотить ее в жизнь поручили Константину Скритуцкому, автору многочисленных скульптур и скульптурных композиций в самых разных уголках столичного центра. Эту идею мэрия как раз поддержала: трамвайчик «поселился» в парке при непосредственном участии главы КГГА Александра Попова. Так что офис Free Tours одновременно – памятник истории и техники. А еще здесь каждый день звучат детские голоса – Марина проводит мастер-классы для самых маленьких киевлян. С детворой приходят суда и их родители – попить кофе, посидеть с ноутбуком, и даже провести переговоры. Место в уютном трамвае немного, но Марине не привыкать – первый ее офис был совсем крохотным. Ей есть куда расти – из англоязычных сайтов, предлагающих прогулки по Киеву, Free Tours находится на первом месте.

Оценка материала:

4.50 / 6
Заработать на Городе: как сделать бизнес на экскурсиях по Киеву 4.50 5 6
Життя та Стиль / Столиця
 Павел Ковалев 12.01.2013 11110
Еще материалы раздела «Столиця»