Их жизнь была яркой, их конец – трагичным. Что двигало людьми, которые в разное время восставали против государства? Современники считали их бандитами и бунтарями, но в наши дни они стали настоящими идолами для радикалов разных направлений. Контракты представляют свою четверку самых непримиримых борцов с системой.
Желько Ражнатович. Сербский тигр
В Европе его считают грабителем и военным преступником. На Балканах – героем и борцом за свободу. За ним охотился Интерпол и полиция 12 стран мира. Он был женат на самой красивой женщине Сербии, а во время ограблений банков дарил кассиршам цветы. У него было более семи паспортов, но соратники и противники запомнили его под прозвищем Аркан.
Детство Желько Ражнатовича выдалось тяжелым. Его отец – отставной военный, будучи навеселе, часто прибегал к рукоприкладству. Девятилетним мальчиком Желько сбегает из дома. Чтобы добыть себе пропитание он начинает красть, вскоре становится превосходным карманником и к 17 годам оказывается в тюрьме. К двадцати годам трижды судимый Ражнатович покидает родную Сербию отправляется «покорять» Европу. Банда молодого Желько словно вихрь проносится по всей Европе, а Желько навеки запоминается ее жителям как «грабитель с розами» – после каждого ограбления он преподносил эти цветы кассиршам.
Но жизнь авантюриста быстро приелась молодому сербу, и в 1982 году тридцатилетний Аркан возвращается в родную Югославию. Он женится, открывает свой бизнес и посвящает все свободное время своей самой большой страсти в жизни – футболу. Фанаты «Црвены Звезды» единогласно избирают его своим вожаком, и вскоре футбольная группировка Желько оказывается в Загребе на судьбоносном «Матче ненависти» с местным «Динамо». Фанатские столкновения в городе переросли в полномасштабную войну за независимость Хорватии, а милиция Загреба арестовывает лидера сербских фанатов, инкриминируя ему попытку поднять восстание в сербских районах города. Тюрьма кажется неминуемой, но официальный Белград выкупает Ражнатовича и его соратников у хорватской фемиды.
В августе 1991 года Аркан отправляется на войну, его фанатская группировка неотступно следует за ним. В бою под городом Тень он с отрядом из 24 человек отбрасывает назад части хорватской армии. После этого руководство Сербии выдает отряду Аркана экипировку, оружие и продовольствие. Ражнатович понимает, что должен превратить толпу футбольных хулиганов в дисциплинированную армию, и открывает учебный центр. Правила жестоки и распространяются даже на самого Аркана – за любую провинность наказывают побоями. Сербская добровольческая гвардия, или как ее называют сами гвардейцы «Тигры Аркана», не похожа на другие боевые формирования. Солдатам настрого запрещается употреблять алкоголь в любых дозах, а женщины не только лечат раненных в лазаретах, но и сражаются на передовой плечом к плечу с мужчинами. Из белградского зоопарка Аркан берет двух тигрят, которые живут в тренировочном центре и становятся любимцами боевиков и талисманами отряда.
«Тигры» блестяще проходят каждое сражение, не переставая удивлять выучкой и дисциплиной союзников и врагов. Чтобы покрыть расходы на содержание своего отряда, Ражнатович ведет активную торговлю вином, нефтью, оружием и провизией, поощряет мародерство среди своих солдат. Имея богатый криминальный опыт, он не гнушается рэкета – одному из самых опасных бандитов Европы и фавориту президента Милошевича не решается противиться никто. За четыре года войны СДГ, которая разрослась до 7000 солдат, потеряла убитыми всего 51 бойца и отличилась в ряде боевых столкновений.
Вернувшись с войны, он занялся политикой и тут же потерпел свое первое серьезное поражение. Его «Партия Сербского Единства» получила мизерный процент голосов – Аркан-политик был неинтересен для людей. Он продолжил карьеру предпринимателя – ему принадлежали казино, дискотеки, пекарни и спортивные залы, а бывшие «тигры» стали его новыми партнерами по бизнесу.
Жизнь Аркана оборвалась внезапно, в январе 2000 года. В холле гостиницы «Интерконтиненталь» киллер выпустил в него автоматную очередь. Мотивы убийства остаются невыясненными – одни считают их заказом правительства, другие – криминальными разборками. Могила Аркана до сих пор является местом паломничества сербских националистов.