Их жизнь была яркой, их конец – трагичным. Что двигало людьми, которые в разное время восставали против государства? Современники считали их бандитами и бунтарями, но в наши дни они стали настоящими идолами для радикалов разных направлений. Контракты представляют свою четверку самых непримиримых борцов с системой.
Гай Фокс. Один против парламента
Каждый из вас видел этого человека. Его изображениями пестрит весь интернет. Он ехидно улыбается вам с многочисленных мониторов и телеэкранов. За последние несколько лет он стал больше, чем просто творившим историю человеком. Гай Фокс стал символом борьбы с Системой.
Весной 1603 года умерла королева Британии Елизавета I – последняя из династии Тюдоров, державшая Туманный Альбион в ежовых рукавицах. На английский престол взошел король Шотландии Яков. Католики вздохнули спокойно – новый монарх лоялен к ним, и в отличие от своей предшественницы – ярой протестантки, не будет притеснять их права. Но как только новоиспеченный король почувствовал под собой престол, тут же забыл о своих обещаниях.
Это стало последней каплей для дворян-католиков, которые не желали бежать из страны, но и принимать чуждую им англиканскую религию отказались. Так в рядах знати созрел заговор, который запомнился в истории как Пороховой. Группу бунтарей возглавили двое лордов – Робер Кетсби и Томас Винтер. План заговорщиков был прост и безумен – они решили взорвать английский парламент вместе с королем, королевой, их старшим сыном и членами обеих палат! После этого планировалось захватить в заложники младших детей монарха и, подняв католическое восстание во всей Британии, свергнуть тиранию Якова. Но для того чтобы здание парламента взлетело на воздух, его нужно было заминировать. А вкатить десятки огромных пороховых бочек через парадный вход было невозможно. Однако заговорщикам был известен и другой путь в подвалы парламента – через старый дом, который примыкал к зданию как раз там, где находилась палата лордов. Именно через его подвалы повстанцы проникли в заброшенные подземелья парламента. По реке Темзе они тайно доставили 36 пороховых бочек, которые им милостиво предоставили извечные враги британской монархии – голландцы. Общая масса мины составляла более 1000 кг – этого хватило бы для того, чтобы здание парламента буквально взлетело на воздух.
Дело оставалось за малым – нужен был исполнитель. Человек, который проберется в подвал и в самый последний момент подожжет пороховые фитили. Именно тогда в игру вступил Гай Фокс, молодой дворянин из Йорка. Он уже успел понюхать пороха в военной кампании во Фландрии, воюя в рядах испанской армии, и не понаслышке знал, как обращаться с взрывчаткой. Казалось, заговор идет как по маслу, но в самый последний момент один из бунтовщиков отправил письмо своему другу лорду Монтиглу, в котором просит его не является на следующее заседание парламента. Само собой, об этом послании тут же узнал монарх. И когда Фокс отправился в подземелья, там его ждала засада.
Яков лично приехал в тюрьму к Фоксу, чтобы допросить человека, едва не взорвавшего всю его семью и... был очарован им. Фокс не переставал шутить и подтрунивать над своими тюремщиками, постоянно меняя показания и называясь чужими именами. Его стражники валились с ног от усталости, а Гай преспокойно дремал в камере. Но имена заговорщиков и их планы Фокс открывать отказался. «Этот человек ведет себя так, будто его поймали не на заговоре против короля, а на уличной краже...» – разочарованно писал государственный секретарь.
Но шуткам Фокса не суждено было длиться долго. Он был отдан в руки палачам и под нечеловеческими муками выдал всех свои соратников. Суд был недолгим. Заговорщиков казнили во дворе собора Святого Павла. Гая Фокса приговорили к удушению, далее его следовало привселюдно выпотрошить и лишь затем четвертовать. Но в самый последний момент Фокс спрыгнул с эшафота и сломал себе шею. Это был его последний протест против Системы.